Футбольные тонкости
Каждый человек себя за что-то уважает. Кто-то за умение лихо водить автомобиль, кто-то за меткость стрельбы, кто-то за способность съесть пять килограммов пельменей в один присест. Некоторые испытывают уважение к себе за отменное владение пятнадцатью иностранными языками (и правильно делают, стоит отметить, это заслуживает того, чтобы возвести самого себя на виртуальный пьедестал пиетета) – владение, так сказать, не только литературной составляющей языков, оговорённой дотошными правилами, но и разговорной. А иногда настолько разговорной, что ругательствам такого полиглота позавидует самый отчаянный сквернослов местного разлива.
У Лёни главной причиной уважать себя был – футбол. Об этом виде спорта он знал всё. Решительно всё. Вот вы спросите его:
– Леонид, а какой размер футбольного поля?
И он, с лёгким превосходством во взгляде, ответит небрежно:
– Длина: от ста метров до ста десяти. Ширина: минимум шестьдесят четыре, а максимум семьдесят пять.
– А я слышал, что длина поля может быть и девяносто метров, и сто двадцать.
Лёня поморщится и аргументирует:
– Я тебе говорю про международные правила. Для матчей официального уровня. Если хочешь узнать правила для проведения дворовых матчей, то это не ко мне. Поищи другого.
Если рассматривать мировые чемпионаты, то здесь ему вообще равных не было и близко никого нельзя поставить.
– А кто был первым чемпионом мира? – задавался вопрос.
И гордо звучал ответ:
– Сборная Уругвая в 1930 году.
Но этого мало – чтобы спрашивающий выпал в состояние неописуемого восхищения, Лёня развёрнуто дополнял:
– Чемпионат мира в Уругвае и проходил. Приняло участие только тринадцать команд. Из Европы смогли приехать четыре – сборные Франции, Бельгии, Югославии и Румынии…
– А-а-а, – с уважением покачивал головой вопрошавший.
– В финале Уругвай победил Аргентину со счётом 4:2, – добивал Лёня своими познаниями изумлённого слушателя.
– А почему из Европы смогли приехать только четыре команды? – отваживался человек на вопрос-уточнение.
– Так ведь экономический кризис был! – лихо вколачивал ответ Лёня.
Он знал всё!
– Кто стал чемпионом мира в 1982 году?
– Италия. Со счётом 3:1 обыграна сборная ФРГ. Первый мяч был забит…
Дальше был краткий, но панорамный обзор матча – кто и на какой минуте забивал гол (и с чьей подачи), какая команда и на каком этапе имела территориальное преимущество, кто из игроков подвергался наказанию судьёй...
Так бы и продолжал Лёня безгранично и смело уважать себя за глубинные и весьма просторные познания в футболе, но однажды произошло следующее – к нему подсел Сергей Иванович.
Дело было в командировке. Лёня, Сергей Иванович и ещё двое сослуживцев коротали вечер в гостинице после напряжённого, интеллектуально и физически насыщенного трудового дня. Время чемпионата мира по футболу – проходил как раз в то лето. В номере исправный телевизор и Лёня. Значит – в телевизоре будет исключительно только тот канал, по которому показывают футбол. Другие варианты однозначно не рассматриваются. Это понимали все и в принципе не были против такого положения дел, – кроме Сени.
Сеня, не зная о страсти Леонида (так как был принят на работу относительно недавно), предложил переключиться на какой-нибудь фильм. Настойчиво так предложил. Ну, что там за футбол? Ну, подумаешь, чемпионат мира! Ну, двадцать два здоровых мужика гоняют мяч по полю!
На Сеню посмотрели, как на самоубийцу. От неистового взгляда Лёни он крупно вздрогнул и поспешил удалиться в дальний угол номера листать скучный журнал.
Шёл второй тайм, когда Сергей Иванович подсел к развалившемуся на диване Леониду. Сначала он пять минут смотрел на экран, где полным ходом шло отчаянное игровое противоборство. На лице тень мимолётной, но глубокой заинтересованности. Иногда косился на Лёню, когда тот эмоционально комментировал игру команд.
В какой-то момент Сергей Иванович повернул голову. На Лёню сквозь толстые стёкла очков смотрели пронзительные глаза.
– Леонид, у меня вопрос, – сказал он.
– Я весь внимание, Сергей Иванович.
– Лёнь, ты же о футболе всё знаешь.
– Ха!.. Всё, конечно! Ответ есть на любой вопрос. Спрашивайте.
– А вот растолкуй мне…
У Сергея Ивановича был… как бы сказать… ярко выраженный научно-познавательный взгляд на жизнь. Если он брал в руку, предположим, самую обыкновенную отвёртку, то почему-то задумывался – а из какой стали сделана? Марка, состав… Если его взгляд падал на автокран, то думал – а какая же мощность двигателя у этого подъёмного устройства? Если он видел какой-нибудь порошок, то его интересовало не только бытовое (или производственное) предназначение этого вещества, но и перечень элементов, составляющих основу формулы – почему у порошка цвет такой нереально серебристый, с переливами?
– А вот скажи мне… – задумчиво повторил Сергей Иванович. – Какой должен быть диаметр у стоек ворот? Это регламентируется правилами?..
У Лёни очень быстро глаза округлились так, словно он вместо столовой ложки варенья засунул себе в рот ядреной и злой горчицы.
– Вот посмотри, – Сергей Иванович, указывая на телевизор, решил подкрепить вопрос примером. – Вот минуту назад ударили по воротам. Мяч попал в штангу. Если бы диаметр штанги был меньше на пару сантиметров, то мяч бы отлетел в ворота. И был бы гол. А так – нет! Важнейший момент! Правилами обязан оговариваться.
Они смотрели друг на друга. Лёня изумлённо, а Сергей Иванович как всегда, как обычно, когда что-то привлекло его внимание. Разница была только в том, что на данный момент в его взгляде присутствовало немного непонимания. Его взгляд говорил – если человек по каким-либо причинам заинтересуется футболом, то задать такой вопрос вполне нормально, естественно, так сказать, в порядке вещей. И почему Леонид удивляется? Что здесь такого? Вопрос как вопрос.
– Э-э-э… – произнёс растерявшийся Лёня.
Такого вопроса он не ожидал. Вот если бы: «А какая была сама крупная победа на чемпионатах мира?» То ответ был бы дан легко: «Венгрия – Сальвадор 10:1 в 1982 году». А можно вспомнить матч «Югославия – Заир 9:0», состоявшийся в теперь уже таком далёком 1974 году… А здесь – какой диаметр у стоек ворот?.. Это что за вопрос от человека, который решил проникнуться футбольной тематикой. Неправильный какой-то вопрос. Не с этого надо начинать. Не должен такой вопрос проходить под номером один.
Чёрт, а ведь Лёня когда-то знал ответ на такой необычный вопрос… Или ему только кажется, что знал?
– Сейчас… сейчас… – морщил лоб Леонид. – Сейчас…
– Не знаешь? – добрым голосом разочаровывался Сергей Иванович. – Ну, ничего страшного. Никто не может всё знать.
Он поднялся и прошёл к своей кровати.
Для Лёни это был удар. Так рушатся идеалы. Это нельзя просто так оставлять.
На первом этаже у администратора на столе компьютер. Наличествует возможность выхода в Интернет. Лёня тихо вышел из номера и кинулся вниз…
Через пять минут он с лицом победителя подошёл к кровати Сергея Ивановича.
– Докладываю: сечение обеих стоек и перекладины одинаковы и не должны превышать двенадцати сантиметров, то есть пяти дюймов. А ширина линии ворот равна ширине стоек и перекладины. Этих условий вполне достаточно… Сергей Иванович, у Вас странные вопросы. Спросили бы – кто забил наибольшее число голов в одном матче? Я бы ответил – Олег Саенко в 1994 году в игре с Камеруном. Забил пять мячей. Кстати, наши победили со счётом 6:1…
– Подожди, – сказал Сергей Иванович. – Лично меня не интересует голая статистика – кто забил, когда забил, сколько забил… Интересно другое.
– Хорошо, – скрещивал руки на груди гордый Леонид. – На этот вопрос я ответил. У Вас ещё есть?
– Да.
– И какой же?
– А… какое давление воздуха в мяче?.. Важный момент. Правила должны чётко оговаривать. Одни привыкли играть полусдутым мячом, а другие качественно надутым. Характеристика полёта мяча в первом случае решительно отличается от второго варианта.
– Размер мяча определяется длиной окружности, которая должна быть не более 70-ти сантиметров и не менее 68-ти…
– Секундочку, – улыбался Сергей Иванович. – Я тебя не про размер спрашиваю, а про давление. Сколько атмосфер?
– Тьфу, – злился Лёня. – Сейчас вспомню…
Вышел. Но в этот раз не тихо – дверь громко захлопнулась.
– Ну, ничего-ничего, – сказал Сергей Иванович.
Администратор гостиницы – женщина под пятьдесят – с пониманием отнеслась к просьбе Леонида ещё раз предоставить в его распоряжение компьютер.
– Ага! – через десять минут кричал вернувшийся Лёня. – Давление от ноля целых шести десятых атмосферы до одной целой одной десятой. Ещё вопросы будут?
Сергей Иванович сурово задумался.
– Ладно. А вот скажи мне…
После очередного вопроса Лёня пунцовел лицом… Это не вопросы о футболе, а сплошная физика и химия. Но позиций он сдавать не собирался.
Вопросы-ответы продолжались до двух часов ночи…
После этого дня, точнее вечера и части ночи, Лёня знал о футболе всё! Вот теперь точно всё – есть ответ на самый каверзный вопрос в научном облачении. Но… как-то уверенности в себе у Лёни поубавилось. Осторожно отвечал, внимательно и в то же время подозрительно заглядывая в глаза человека, вдруг почему-то заинтересовавшегося футбольной тематикой.