Так бывает, писатель даёт почитать своё творение другому писателю. Мнение услышать. Вроде разные люди. Разное миропонимание. Менталитет различен. Пиши каждый о своём. Нет же…

Предисловие не будет длинным. Сразу к делу.

Юмор. Отзвуки гротеска.

 

Николай написал рассказ. В чём-то автобиографический. Вспомнил молодость. Он испытывал чувства к бухгалтеру Любе. И она что-то в ответ. Дарил цветы. Обедали вместе. В кино ходили. Но не получилось. Не сложилось. Она вышла замуж за другого. Он женился на другой. А память осталась – чистая, светлая... Воспоминания об этом и легли в основу рассказа.

 

Рассказ был показан писателю Стрюжнюку. Тот прочитал, хмыкнул.

– Это… не литература. Не ли-те-ра-ту-ра!!!

– Почему? – прозвучал резонный, но растерянный вопрос.

– Ну, что там у тебя… Лютики-цветочки. Драма должна быть. Трагедия! Настоящая русская литература – это нерв. Это боль! Вековая боль России.

– На всю Россию я не замахивался, – сказал Николай.

– А тебе рано ещё, – махнул Стрюжнюк.

– Что же делать?

– Убей её.

– Кого? – чуть не задохнулся Николай.

– Кого-кого… Любу свою. Всё равно они расстались. Так пусть смерть разлучит их.

 

Дома Николай ходил из угла в угол. Думал, как убить. Прости, Люба. Искусство требует жертв. Легко сказать, но трудно сделать. Даже в мыслях. Через полчаса он ощутил себя фашистом, изувером, палачом. Повернул голову и глянул в зеркало. Там померещился офицер дивизии СС «Мёртвая голова».

Утро вечера мудренее.

Лёг спать. Во сне приходила Люба. У неё были блестящие от слёз глаза. «Ты что удумал-то?» – спрашивала она. Николай просыпался в холодном поту. Жадно пил воду. Муки творчества, решила жена.

Утро действительно оказалось мудрее. Зачем убивать-то? Можно чуть-чуть покалечить. Тоже ход. Тоже трагедия. И Люба жива, и сделан шаг к настоящей литературе. Но как? Несчастный случай? Производственная травма?.. Но какая может быть производственная травма у бухгалтера? Толстая папка на голову упала? Дверью прищемили? Ерунда какая-то в голову лезет…

Выход был найден. Банально поскользнулась на лестнице. Вывих. Николай несёт её на руках к карете скорой помощи. Машина скрывается за углом. Медленно оседает пыль. Потом Любу полюбит хирург. Он бросит семью (тоже трагедия). Николая закатают в дальнюю командировку, где он встретит свою судьбу. Занавес. Аплодисменты. Отлично!

 

Писатель Скоморохов был весёлый малый. Здоровый смех и крепкое рукопожатие.

– Ну что это у тебя?!! – воскликнул он после прочтения рассказа.

– А что? – насторожился Николай.

– Грустно и печально. Литература должна радовать человека, а не в депрессию вгонять.

– Настоящая литература – это же боль, трагедия, – сказал Николай, но неуверенно.

– А «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова?

Это был аргумент. Железобетонный.

 

На следующий день Николай принялся наполнять рассказ смехом и радостью. Пригодилась и толстая папка. Она упала-таки на голову, и кто-то рядом захихикал. И дверью прищемили Любу, но аккуратно, на фоне лёгкой иронии. Падение с лестницы выглядело логичным завершением всего предыдущего – ну, не везёт девушке. Всё одно к одному!

 

Писатель Твёрдосплавов поднял глаза и посмотрел сурово. Николай почувствовал себя идиотом.

– Где детали? – спросил Твёрдосплавов голосом следователя НКВД.

– Какие детали?

– Да-а-а-а… – протянул Твёрдосплавов.

В его голосе безнадёжность и разочарование.

– Вот смотри. У тебя события разворачиваются в здании. Читатель должен увидеть это здание. Сколько этажей? Пять? Семь? Десять? У тебя люди должны быть во что-то одеты. У тебя должны присутствовать цвет и запах…

– Понял, – сказал Николай голосом исполнительного унтер-офицера, в мечтах нацеленный на маршала.

 

Вечером Николай принялся за детали. Он описывал здание с точностью специалиста по оценке недвижимости. Длина. Ширина. Высота потолков. В нём проснулся циник. Заодно вкус и стиль. Мысленно извлёк ворох одежды и принялся одевать персонажей. Джинсы, юбки, пиджаки и галстуки. Настала очередь красок. Писатель уступил место художнику. Возникла проблема – цвета быстро закончились. Чтобы не повторяться, пришлось прибегнуть к таким приёмам: «кофта цвета вишнёвого сока». Или: «брюки цвета переспелого банана». Запахи… В здании появились ароматы. А где-то попахивало (для реальности)…

Благодаря деталям рассказ неудержимо утолщался до повести.

 

Больше писателям рассказ не показывался. А то распухнет по объёму до романа. А роман не был целью. Хватит и рассказа. Или короткой повести.

Рассказ был преподнесён приятелю. Он читал первый вариант. Теперь же ему предлагалось оценить вариант обильно дополненный и существенно переработанный.

– Знаешь, Николай, – сказал приятель. – Первый раз прочитал… там что-то человеческое было. Душа была. Я невольно своё вспомнил… А сейчас… Галиматья какая-то.

– Ничего ты в литературе не понимаешь, – разозлился Николай.

– А не больно-то хотелось, – парировал приятель.